Ваш город не определён, выбрать из списка
Ваш город: Выбрать
Малый Сухаревский пер., д. 9, стр. 1, оф. 24
Бесплатный звонок 8 (800) 551 07 11 Пн-пт, с 10:00 до 18:00
/ Куда жаловаться на коллекторов?

Куда жаловаться на коллекторов?

15 Июня 2022
Время чтения: 5 минут

Какие бы меры не принимались властями для наведения порядка в сфере банков, МФО и коллекторов - способы взыскания просроченных задолженностей в России все еще далеки от цивилизованного уровня. Несмотря на существование законов, регулирующих деятельность организаций, занимающихся проблемными долгами, положения этих законов и коллекторы, и отделы взыскания МФО и банков нарушают регулярно. В случае же с коллекторами иной раз дело может доходить до откровенной «уголовщины».

Благо, что у заемщиков, столкнувшихся с финансовыми сложностями, есть возможность защитить себя в рамках правового поля путем обращения в соответствующие органы.

Содержание

  1. Правовая основа
  2. Коллекторское агентство: юридическое лицо или «физик»?
  3. На что имеют право коллекторы
  4. Телефонные переговоры
  5. Личные визиты
  6. Самые распространенные нарушения коллекторов и способы борьбы с ними
  7. Куда жаловаться на коллекторов?
  8. Жалоба в ФССП
  9. Жалоба в Роскомнадзор
  10. Обращение в прокуратуру
  11. Заявление в полицию
  12. Жалоба в НАПКА
  13. В заключение

Правовая основа

Главный правовой акт в этой сфере – 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», принятый 3 июля 2016 года. В этом законе прописано:

  • кто именно имеет право заниматься коллекторской деятельностью;
  • как и в какое время взыскатели могут контактировать с заемщиками;
  • с помощью каких методов коллекторы обязаны заниматься своим «ремеслом»;
  • ограничения, запреты и прочие нюансы ведения коллекторской деятельности.

230-ФЗ стал настоящим спасением для должников, так как до его принятия коллекторы зачастую воздействовали на них не самыми гуманными способами, пусть в основной своей массе не выходили за рамки уголовного и административного права, что и спасало их от ответственности.

С введением указанного закона и ужесточением контроля за созданием различных коллекторских фирм в прямом смысле началась новая эра в сфере взыскания.

Большая часть криминальных и полукриминальных компашек ушла в прошлое и теперь лишь отдельные не в меру ретивые сотрудники могут перестараться в рамках взыскания задолженности. И такой поступок становится первым и последним чаще всего для них – если должник предает его огласке. В итоге проштрафившийся сотрудник лишается работы, а компания получает солидный штраф.

 

Коллекторское агентство: юридическое лицо или «физик»?

В России осуществлять такую деятельность могут только юридические лица, причем внесенные в реестр ФССП (Федеральной Службы Судебных Приставов – именно она занимается контролем деятельности взыскателей).

Все организации и граждане, которые организовали свой бизнес в обход этого закона, попадают под ответственность за незаконное ведение такой деятельности.

Так, физическое лицо, взыскивающее долги, рискует попасть под штраф от 50 до 500 тысяч рублей. Юридическому же лицу, которое не зарегистрировалось в реестре ФССП, грозит штраф до 2 миллионов.

Обратите внимание! Эти санкции накладываются на «черных коллекторов» за сам факт осуществления ими незаконной деятельности. Все их остальные правонарушения караются по соответствующим статьям Уголовного и Административного кодексов, если незаконные действия подпадают под них.

На что имеют право коллекторы

Задача взыскателя – убедить заемщика выплатить просроченную задолженность. В соответствии с 230-ФЗ делать они это могут только посредством:

  • телефонных переговоров и смс;
  • личных визитов к должнику;
  • бумажных писем, присланных по почте или доставленных с помощью курьерских служб.

Также условно допускается воздействие на третьих лиц, например, на родственников должника, но на практике коллекторы едва ли могут это реализовать.

Дело в том, что контакты с любыми лицам помимо самого должника допускаются исключительно с согласия этих лиц, а вероятность того, что они его дадут взыскателям, уверенно стремится к нулю.

И хотя такое прав в законе не прописано – коллекторы (или банки и МФО) могут один раз позвонить кому-либо кроме должника, сославшись на указанный в анкете телефон. Получив отказ или информацию о том, что должник к этому номеру не имеет никакого отношения – звонить по этому номеру они больше не имеют права!

Телефонные переговоры

Раньше коллекторы могли названивать должникам круглые сутки неограниченное количество раз подряд – законами это не регулировалось. Теперь установлены следующие ограничения:

  • звонки строго с 8 утра до 10 часов вечера, в выходные рамки эти сжимаются до 9.00-20.00 (по времени часового пояса должника);
  • не более 2 звонков в неделю;
  • не более 8 звонков в месяц.

Прописано это в ст.7 230-ФЗ. Важно помнить, что сборщикам долгов запрещено звонить заемщикам и присылать им смс-сообщения со скрытых телефонных номеров!

И еще. Перечисленные выше лимиты «перекрывают» друг друга. То есть, если коллектор позвонил должнику за день 2 раза – он израсходовал свой «недельный лимит». И потратил 20% от лимита на месяц. Все это нужно фиксировать на случай, если придется обращаться с жалобой на методы работы коллекторских служб.

Личные визиты

Коллекторы имеют право приезжать домой к должнику, отдельного согласия на это не требуется, однако делать это можно не чаще 1 раза в неделю (ст. 7 230-ФЗ). В реальности крупные агентства по взысканию долгов давно уже не контактируют с должникам лично.

В основной массе это малопродуктиво и опасно для сотрудника: должники вовсе не рады свалившимся как снег на голову нежданным гостям.

Во всех случаях коллекторы обязаны вести себя вежливо, общаться с заемщиком в деловом тоне. Не допускаются оскорбления и угрозы, тем более нельзя наносить прямой вред должникам и их имуществу.

Например, взыскать собственность в счет погашения задолженности сборщики не могут, делается это строго по решению суда, причем органами государственной власти, но никак не силами сотрудников коллекторских агентств.

Если вас утомили коллекторы и надоели долги - рассмотрите вопрос банкротства! Задайте вопрос сейчас и наши юристы быстро и бесплатно проверят вашу ситуацию на предмет списания долгов.

 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Самые распространенные нарушения и способы борьбы с ними

Важно помнить, что коллекторы почти никогда сразу не переходят к «тяжелым» действиям вроде физического воздействия на должников и порчи их имущества. Сначала они нарушают закон мягко, едва заметно, например:

  • отказываются полностью представиться при звонке или личном визите (взыскатели обязаны назвать ФИО, название организации, от имени которой выступают, наименование кредитора, по отдельному требованию должны указать ИНН организации и ОГРН):
  • грубо говорят по телефону;
  • употребляют в разговоре легкие ругательства;
  • намекают на то, что создадут проблемы, если долг не будет погашен в ближайшее время.

Если реакции со стороны заемщика не последовало, то коллекторы начнут наращивать темпы, угрозы станут откровенными, оскорбления явными, а там уже и до физического воздействия недалеко.

По этой причине нужно сразу же после первых нарушений принимать меры, это поможет усмирить пыл взыскателей и заставить их работать в рамках закона.

На видео ниже наш кредитный юрист расскажет о самых главных моментах, которые нужно знать при общении с коллекторами. Смотрите и запоминайте!

Куда жаловаться на коллекторов?

Чаще всего недобросовестные сборщики долгов применяют психологическое давление на должников и их близких – оскорбляют, угрожают изъятием имущества или физической расправой, распространяют сведения о долговой нагрузке третьим лицам и пр.

Чтобы органы государственной власти действительно могли принять меры и наложить штраф на коллекторское агентство (сумма зависит от характера нарушения), необходимо предоставить им доказательства в виде записи телефонного разговора или видеофиксации поведения коллектора во время личной встречи (по этой же причине рекомендуется не удалять из памяти телефона СМС от взыскателей).

Во всех трех органах есть возможность подать жалобу через онлайн-приемную на официальном сайте. Заполняется специальная форма, сообщение отправляется. Через некоторое время обязательно придет ответ с сообщением о начале проверки, принятых мерах или, при отсутствии оснований, отказе от привлечения к ответственности.

Читайте так же:

1. Как избавиться от звонков коллекторов?

Жалобы можно подать в следующие органы.

Жалоба в ФССП

Подается по факту нарушения любой статьи 230-ФЗ, но чаще всего речь идет про нарушение порядка и лимитов взаимодействия с должником и иными лицами.

Так же популярны обращения по вопросу некорректного, хамского или иного поведения сотрудников коллекторской службы.

Жалоба в Роскомнадзор

Актуально при разглашении персональных данных должника третьим лицам.

Нужно жаловаться, если банк передал сведения коллекторам о третьих лицах или же сами коллекторы рассказывают о вас лишнее коллегам или родственникам.

Штрафы весьма серьезные, а сам Роскомнадзор достаточно щепетильно относится к таким обращениям.

Обращение в прокуратуру

При совершении коллектором деяния, подпадающего под статью УК РФ или статьи КоАП РФ.

Например, причинение ущерба по ст. 167, умышленное введение в заблуждение с целью увеличить сумму задолженности (ст. 159) и прочее.

Так же к ведению прокуратуры относятся некоторые административные и уголовные составы деяний, направленных против личности и доброго имени должника.

Это оскорбление, клевета и другие правонарушения и преступления.

Заявление в полицию

Обращение в полицию – вариант актуальный для ситуаций, когда коллекторы открыто нарушают статьи Уголовного или Административного кодекса:

  • пытаются избить должника при личной встрече;
  • открыто портят имущество;
  • выламывают двери;
  • угрожают похищением или убийством близких по телефону.

В этом случае должнику необходимо вызвать наряд полиции и составить заявление о совершении преступления.

Полицейские в этом случае обязаны принять меры, пресечь правонарушение, при необходимости задержать обнаглевших коллекторов.

Жалоба в НАПКА 

Кроме органов государственной власти помощь могут оказать сами сборщики долгов или НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств).

В первом случае заемщику нужно обратиться в ту компанию, от имени которой работает нечистый на руку взыскатель, и составить жалобу. Зачастую помогает, иногда даже приносят извинения.

НАПКА же борется за репутацию своей профессии, жалобы такие рассматривает быстро, принимает меры. Однако, метод этот сомнительный – наказан никто не будет, так что коллекторы запросто могут продолжить нарушать закон.

В заключение 

Вывод прост – нельзя прощать коллекторам нарушения законов, необходимо жаловаться на них в органы государственной власти, предъявляя доказательства правонарушений.

Даже если ничего серьезного пока не произошло, закрывать глаза на «мелочи» нельзя – проблема рискует переродиться в настоящую психологическую атаку со стороны взыскателей!

Если же вы устали от бесконечной войны за спокойствие и погрязли в долгах – рассмотрите процедуру банкротства. Оставьте свою заявку на консультацию и мы бесплатно проанализируем вашу проблему и дадим объективный прогноз о возможности списания долгов.

Банкротство физических лиц – единственный законный способ полностью списать долги и начать жизнь с чистого листа! 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.


Оценка статьи:
Всего голосов: 0   Средний: 0/5
Поделиться публикацией
Автор статьи: Роман Родин
«Моя задача – рассказать Вам про списание долгов ВСЕ! Чтобы Вы смогли, опираясь на эту информацию принять единственно верное решение. Миссия компании и моя избавить от долгов, как можно больше наших соотечественников»
Комментарии 0