Общение с коллекторами по поводу просроченной задолженности - сомнительное удовольствие, особенно, когда речь идет о чужом долге, который вы никогда не брали. В статье рассказываем, из-за чего могут поступать такие звонки, как себя вести в подобной ситуации и куда жаловаться, если звонят коллекторы по чужому кредиту.
Содержание:
Почему коллекторы звонят по чужим долгам?
Своевременное исполнение обязательств по кредитным договорам, равно как и полное отсутствие долгов перед банками и МФО не являются безусловной защитой от коллекторов. Как показывает практика, звонки могут поступать в следующих случаях:
- Получено наследство, но не исполнены имущественные обязательства наследодателя. По закону наследник становится правопреемником умершего, вследствие чего обязан погасить все его долги в пределах стоимости наследства. Если этого не сделать самостоятельно, то после получения свидетельства о праве на наследство кредиторы начнут предпринимать меры по возврату долгов. Вернуть их нужно только в пределах стоимости полученного наследства, не более (ст. 1175 ГК РФ). Чаще всего такое происходит, когда долги родителей переходят на детей.
- Номер принадлежит созаемщику или поручителю по кредиту. В таком случае, по общему правилу, человек несет солидарную ответственность наравне с основным заемщиком и кредитор вправе требовать от него исполнения обязательств по заключенному договору (ст. 363 ГК).
- Номер телефона был оставлен заемщиком при получении кредита. Это может быть как родственник (знакомый), решивший указать номер в качестве дополнительного, так и мошенник, умышленно оставивший чужие контакты. Коллекторы же будут звонить родственникам, если получат его номер вместе с документами на долг.
- Произошла ошибка. При передаче данных сотрудники кредитной организации или коллекторского агентства могли перепутать номер телефона и зафиксировать неверные сведения. Также распространена ситуация, когда человек, оформивший заем, перестал пользоваться SIM-картой и мобильный оператор передал его номер телефона другому абоненту. В обоих случаях есть вероятность, что звонки будут поступать не причастному к конкретному кредиту человеку.
Независимо от причины обращения, коллекторы обязаны соблюдать все положения действующего законодательства, а если их звонки необоснованы, человек вправе требовать их прекращения.
Права коллекторов в вопросе взаимодействия с должником
Деятельность коллекторских агентств строго регулируется на нормативном уровне, в первую очередь положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ (далее Закона № 230-ФЗ).
В соответствии со ст. ст. 4, 5 Закона № 230-ФЗ, взаимодействовать с человеком коллекторы вправе посредством личных встреч, телефонных переговоров, писем, интернет-сообщений, а также иными способами, на которые должник дал письменное согласие.
На практике чаще всего используются именно звонки по телефону.
Закон позволяет коллекторам звонить не только должнику, но и третьим лицам (членам семьи, родственникам, друзьям). Это разрешено при условии, что обе стороны подписали отдельный документ, в котором выразили свое согласие. Однако в любой момент такое согласие может быть отозвано, после чего звонки третьим лицам должны прекратиться.
В рамках ведения работы по взысканию задолженности коллекторы обязаны придерживаться установленных ограничений, они не могут звонить просто так.
Так, по общему правилу, закрепленному в ст. 7 Закона № 230-ФЗ, личные встречи могут проводиться не чаще одного раза в неделю, а число звонков не должно превышать: одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
При этом запрещается звонить:
- с 22 до 8 часов в рабочие дни;
- с 20 до 9 часов в праздники и выходные.
Узнайте больше о правилах общения с коллекторами из видео ниже.
Как общаться с коллекторами и прекратить звонки с их стороны?
Общение с коллекторами - это довольно серьезный и ответственный процесс. Чтобы не допускать возникновения ненужных споров, рекомендуем придерживаться следующих правил:
- Записывайте разговор. Для этого воспользуйтесь встроенным функционалом своего смартфона, скачайте специальное приложение или возьмите портативный диктофон. Запись может пригодиться в будущем для разбора произошедшего диалога или обращения с жалобой в уполномоченные органы.
- Попросите звонящего представиться, сообщить свой индивидуальный код (при отсутствии - просто ФИО), наименование кредитора и коллекторской организации. Не стесняйтесь - это прямая обязанность коллекторов, которую они обязаны исполнить в соответствии со ст. 7 Закона № 230-ФЗ.
- Запросите информацию о просроченной задолженности, ее размере и структуре. Если понимаете, что долг не ваш и вы не являетесь наследником, поручителем или созаемщиком должника, предложите разобраться в ситуации. Объясните, что возникшие обязательства не имеют к вам никакого отношения и попросите исключить номер телефона из базы данных. В качестве аргумента можете сослаться на то, что не давали письменного согласия на звонки, вследствие чего действия коллекторского агентства нарушают требования законодательства.
Общаясь с сотрудниками, ведите себя вежливо, не кричите и не ругайтесь. С высокой вероятностью после установления всех обстоятельств у вас получится договориться и звонки прекратятся.
Если коллекторы ведут себя некорректно, оскорбляют вас, угрожают порчей имущества или применением насилия, прекратите общение и обратитесь с жалобой в компетентные органы.
Куда жаловаться, если коллекторы превышают свои полномочия?
Жалобу на неправомерные действия коллекторов следует подавать в прокуратуру и ФССП России. При выявлении нарушений виновных лиц могут привлечь к административной или уголовной ответственности, а самой организации грозит исключение из государственного реестра с запретом на осуществление коллекторской деятельности. Кроме того, согласно ст. 11 Закона № 230-ФЗ, с коллекторов можно взыскать компенсацию в счет причиненного ущерба и морального вреда.
Таким образом, если коллекторы звонят по поводу чужого кредита, который не имеет к вам никакого отношения, вы вправе требовать исключения своего номера из базы данных. В ином случае единственным способом прекращения звонков станет полное исполнение обязательств по договору, то есть погашение задолженности.
Если накопили долги и не можете разобраться с ними самостоятельно, обращайтесь за консультацией прямо сейчас.
Мы детально изучим вашу проблему и поможем законно списать их в рамках процедуры банкротства физического лица.