Неисполнения обязательств перед банком или микрофинансовой компанией приведет к применению мер принудительного взыскания. Кредитор обратится в суд, а затем – в службу приставов. Но в некоторых случаях право требования передается специализированным организациям – коллекторам.
Деятельность таких организаций регулируется ФЗ-230 от 2016 года. Правовой акт существенно ограничивает возможности профессиональных взыскателей. Норма ограничивает также время и количество звонков. При нарушениях организации могут быть привлечены к ответственности, вплоть до лишения лицензии.
Содержание:
Возможности коллекторских агентств
Коллекторские агентства – организации, специализирующиеся на взыскании долгов. Они получают прибыль, покупая у кредиторов (банков, МФО) обязательства, которые часто считаются безнадежными. После они пытаются любым способом заставить должника исполнить свою обязанность.
До вступления в силу ФЗ-230 от 2016 года для ведения такой деятельности не требовалось наличие лицензии или иных разрешительных документов. Существенных ограничений в отношении взыскателей тоже не было. Это приводило к тому, что такие взыскатели:
-
Звонили должникам в любое время, в том числе ночью, не ограничивая количество звонков.
-
Направляли большое количество писем, смс-сообщений, обращений в мессенджеры.
-
Связывались с работодателями, родственниками, знакомыми.
Основное требование к таким компаниям было в недопущении нарушений действующего законодательства, в том числе КоАП РФ и УК РФ. Встречались случаи, когда они переступали и данное ограничение, угрожая, шантажируя и даже нанося повреждения имуществу, здоровью должников. Сейчас подобные ситуации происходят реже.
В статье 4 ФЗ-230 установлены способы взаимодействия с должниками. Коллекторы вправе выполнять следующие действия:
-
направлять письма почтовой службой;
-
звонить по телефону;
-
отправлять сообщения на телефон;
-
использовать методы онлайн-взаимодействия.
Договор с кредитором может предусматривать другие способы. Но впоследствии от них можно будет отказаться, направив уведомление.
До сих пор на практике чаще всего используются звонки по телефону. Данный способ позволяет провести беседу, задать вопросы и получить ответы в реальном времени. Но коллекторы несколько ограничены в возможностях.
Когда коллекторы могут звонить должнику
Коллекторы могут звонить должникам, но при реализации своего права они должны учитывать ограничения, установленные статьей 7 ФЗ-230:
-
Звонки могут совершаться только с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни.
-
Нельзя звонить должнику больше 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.
Взыскатель не вправе часто звонить должнику и требовать вернуть долг, предоставить какую-либо информацию, ответить на вопросы. Любые контакты должны осуществляться строго в рамках законодательства.
Нужно учитывать, что звонком считается только тот диалог, что состоялся фактически. Попыток дозвона, если должник не берет трубку, может быть сколько угодно.
Коллектор может звонить и третьим лицам, которых заемщик укажет в качестве контактных. Это может быть супруг, другой член семьи, знакомый и так далее. Кому могут звонить коллекторы можете узнать в отдельном материале. Но такое лицо вправе заявить об отказе от взаимодействия, так как не давало согласия на обработку своих данных.
Узнайте больше о коллекторах в видео ниже.
Что делать, если коллекторы нарушают правила звонков?
На коллекторов, нарушающих законодательство, в том числе производящих звонки в неположенное время, можно подать жалобу в разные органы:
-
Служба Судебных Приставов. Данный орган занимается не только принудительным исполнением судебных решений. Он также контролирует перечень организаций, имеющих право вести коллекторскую работу. По результату жалобы ФССП вправе лишить взыскателя права заниматься вести такую деятельность.
-
Роскомнадзор. Одна из задач органа – контроль обработки персональных данных. Жалоба может быть подана в этот орган, если взыскатель игнорирует отказ об обработки такой информации или допускает иные нарушения в этой сфере.
-
Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА). Это НКО, добровольно объединяющая разных взыскателей. Объединение занимается внутренней регуляцией, а также помогает гражданам, проводит консультации, разъясняет спорные моменты.
-
Центральный Банк РФ. Вправе применять меры воздействия в том числе на коллекторские агентства. Например, при нарушении им правил расчета задолженности.
-
Прокуратура. Контролирующий орган, задача которого – обеспечить исполнение законодательства. Вправе как самостоятельно применять меры воздействия (например, о привлечении к административной ответственности), так и передавать дело по подведомственности в другие структуры.
Если коллектор совершает противоправные действия, можно обратиться с заявлением в полицию. Например, если по телефону поступают угрозы.
Коллекторы вправе звонить должникам. Но они должны делать это строго в рамках действующего законодательства. Взаимодействие ограничено как по времени, так и по количеству. При нарушениях со стороны взыскателей можно обратиться за защитой своих прав – в ФССП, Роскомнадзор, правоохранительные органы и ЦБ РФ.
Если вы устали скрываться от коллекторов и не можете платить по своим счетам – самое время задуматься о процедуре банкротства.
Оставьте свою заявку ниже и мы вместе разберемся в вашей ситуации!