Банки, при оказании услуг клиентам, нередко допускают нарушения. Они могут касаться процесса взаимодействия, начисления процентов, штрафных санкций, навязывания услуг или искажения сведений о процентных ставках.
В этих и других случаях, когда права потребителя не соблюдаются, можно обратиться за их защитой. Помочь могут разные органы, в зависимости от типа неправомерных действий.
Содержание:
Какие нарушения может допустить кредитор?
Банки допускают огромное количество нарушений. Многие из них не имеют существенных правовых последствий, поэтому остаются незамеченными.
К наиболее распространенным противоправным действиям кредиторов относят:
- Нарушения, связанные с обслуживанием кредита. Например, неправильный расчет процентов и штрафов, изменение условий договора в одностороннем порядке.
- Несоблюдения правил взыскания долга – многочисленные звонки (в том числе в ночное время или рано утром), давление на должника, угрозы.
- Технические ошибки. Они вызваны работой программного обеспечения и компьютеров, ошибками на серверах. Вина банка возникает, если он отказывается исправлять.
Известные банки и даже МФО стараются следить за своей репутацией. Они идут на контакт, исправляют нарушения, стараются не допускать новых. Проблемы, чаще всего, возникают с организациями, которые не находятся на вершинах рейтингов. Но противоречия периодически возникают со всеми.
Куда может быть подана жалоба
В зависимости от типа нарушения, жалоба может быть подана:
В центральный офис банковской организации. Обращение можно направить и по горячей линии.
- Ассоциация Российских Банков (АРБ). Некоммерческое объединение, которое помогает урегулировать противоречия.
- Центральный банк РФ. Считается главным регулятором в банковской сфере.
- Роспотребнадзор. Защищает права потребителей, которыми являются, в том числе, заемщики.
- Антимонопольная Служба (ФАС). Занимается вопросами, связанными с защитой конкуренции, а также нарушениями в сфере рекламы.
- Прокуратура. Надзорный орган. Может помочь, если банк нарушает законодательство, но сотрудники не совершают уголовных преступлений.
- Полиция. Рассматривает дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. Например, если закон нарушает сотрудник финансовой организации, угрожает, оскорбляет или совершает прочие действия, в которых усматривается состав преступления.
- ФССП. К приставам можно обратиться при нарушении банком прав должника при осуществлении взыскания просроченного кредита и взаимодействия по этому вопросу.
Гражданин вправе обращаться сразу в несколько органов. Но чаще всего определенная структура перенаправляет обращение по подведомственности. Например, Прокуратура вправе передать дело в ЦБ РФ, если нарушение касается его компетенции.
Центральный офис кредитора
Жалобу на действия сотрудников местного отделения можно подать центральному руководству. Чаще всего по отношению к нарушителям применяются меры воздействия. Например – дисциплинарная ответственность.
Распространенная ситуация, когда сотрудник банка отказывается принимать заявление. В таком случае можно сразу позвонить на горячую линию и оставить обращение. Чаще всего проблема решается максимально быстро.
АРБ
Ассоциация не может привлекать кредиторов к ответственности, но оказывает помощь в урегулировании конфликтов.
На сайте объединения нужно перейти в раздел «Про деньги», далее – «жалоба». После – заполнить контакты и изложить суть конфликта. Представитель свяжется и предложит варианты дальнейших действий.
ЦБ РФ
Центробанк является главных регулятором банковской сферы. Жалоба будет рассмотрена, если вопрос находится в компетенции органа. Например, если кредитор отказывает в предоставлении услуги, навязывает дополнительные услуги.
Обратиться можно как по почте, так и через официальный сайт ЦБ РФ. Центробанк рассматривает жалобы как на банки, так и на МФО, страховые компании, кредитные кооперативы.
Роспотребнадзор
Данный орган рассматривает обращения, связанные с правами потребителя. Например, если предоставляется ложная информация, кредитор необоснованно отказывает в выдаче кредита, оформлении иной услуги, в одностороннем порядке меняет условия.
Обратиться можно также, как и в другие органы – по почте или онлайн. В любом случае нужно указать реквизиты, оставить контактные данные, приложить необходимые документы.
ФАС
Антимонопольная Служба рассмотрит обращение, если оно связано с нарушениями в сфере рекламы, а также конкурентной деятельность. Распространенная ситуация для обращения в ФАС – недостоверность рекламных объявлений (например, в объявлении указана иная процентная ставка).
Еще одно основания для обращения именно в этот орган – заблуждение при оформлении договоров. Например, если компания навязывает страховку или иной продукт.
Прокуратура
Прокуратура является общим надзорным органом. Она обладает компетенцией по проверке как граждан, так и организаций. В том числе банков, МФК.
Например, если в действиях сотрудников кредитора обнаружены признаки мошеннических действий, можно обратиться в этот орган. Еще одно основание – отказ полиции или иных структур в решении проблемы. Прокуратура может снова направить дело на рассмотрение в компетентную организацию, но уже под своим контролем.
Полиция
Рассматривает заявления, если в действиях конкретных сотрудников имеются признаки административных правонарушений и уголовных преступлений. Например, когда менеджер предлагает подписать подложные бумаги или подделывает подпись.
ФССП
Служба судебных приставов контролирует работу всех служб взыскания, от коллекторских структур, до внутренних отделов банков и МФО. Все нарушения законодательства в этой части могут повлечь серьезную ответственность взыскателя.
Образец жалобы
Примерный образец жалобы, на примере обращения в Центробанк из-за нарушений в работе МФО, может выглядеть так:
Как можно направить жалобу
Любую жалобу можно направить разными способами:
- Сдать лично, в канцелярию соответствующего органа. Нужно составить 2 экземпляра. На одном секретарь поставит дату принятия и подпись.
- Направить по почте. Лучше использовать отправление с описью вложения заказным письмом. Так можно подтвердить, какие именно документы отправлялись и что они получены адресатом.
- Отправить онлайн. На сайтах различных ведомств имеются разделы для направления обращений. Документы прикладываются в виде сканированных копий в форматах PDF или JPEG.
При любом способе отправления нужно изложить в тексте жалобы суть противоречия, сослаться на законодательство, которое было нарушено. Также необходимо оставить контактные данные, по которым заявителю будет направлен ответ.
На противоправные действия банка можно жаловаться в разные органы и объединения. Все зависит от типа нарушения. В случае выборе неверной структуры, документы будут переданы по подведомственности. Это не приведет к отказу, но затянет процедуру.
Если вы устали от давления банков и МФО по кредитам, за которые не можете платить, то самое время задуматься об их списании в порядке, установленном законом.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и мы вместе разберемся в вашей проблеме! Бесплатная консультация ни к чему не обязывает.